Каждый год финансовый комитет УЕФА ответственно публикует данные о распределении доходов, полученных от проведения Лиги чемпионов. В прошлом сезоне европейские футбольные чиновники ожидали суммарной прибыли в 1,34 миллиарда евро, и более 75 процентов от этой суммы должны были получить клубы-участники. Нынешним летом УЕФА пока что не огласила информацию о перемещении финансовых потоков внутри Лиги чемпионов, но пронырливым журналистам уже стало известно, что больше всех в сезоне-2012/13 заработал… нет, не «Бавария», а туринский «Ювентус». Причем ее превосходительство «старая синьора» не просто получила больше всех денежных знаков, а еще и рекорд еврокубка установила.

По итогам турнира вылетевшие в четвертьфинале «бьянконери» пополнили свои банковские счета на 65,3 миллиона евро – никто и никогда еще не зарабатывал на Лиге так много за один сезон. Предыдущий рекорд был установлен лондонским «Челси» в 2012 году (62,9 миллиона евро). Но тогда «синие» стали обладателями Кубка чемпионов, а вот чтобы четвертьфиналист соревнований организовал новый рекорд – это факт довольно примечательный.

Основных причин подобного развития событий две. Во-первых, УЕФА каждый год умасливает клубы, раз за разом повышая выплаты командам. К примеру, в сезоне-2011/12 каждый участник группового этапа гарантированно заработал 7,2 миллиона евро (это без учета бонусов за победы и ничьи), а годом позже – уже 8,6 миллиона. Есть все основания подозревать, что в предстоящем сезоне эта сумма вновь будет увеличена. И если в прошлом сезоне триумфатор Лиги чемпионов «Бавария» только за спортивные результаты заработала 37,4 миллиона евро (а всего 55 млн), то в предстоящем розыгрыше турнира кусок пирога должен стать еще больше. Эта внушительная сумма полагается победителю, не считая прибыли, полученной на медиарынке. И здесь-то и кроется секрет довольства «Юве».

«Ювентус» – финансовый победитель Лиги чемпионов - Футбол - Лига чемпионов УЕФА

Огромную часть доходов от участия в Лиге чемпионов гранды и клубы из стран первой пятерки национальных чемпионатов получают именно от продажи телевизионных прав и других коммерческих доходов. Но эти деньги распределяются вне зависимости от спортивного результата команды – тут всё решает зрительская аудитория, рекламные доходы и т.д. и т.п. Это так называемый маркетинговый пул. В этом вопросе клубам из ведущих европейских чемпионатов равных нет – те же аппеннинские тифози так сильно влюблены в футбол, что смотрят практически всё. У Италии и ее чемпиона очень высокий рейтинг на медиарынке, поэтому коллективы из Серии А получают внушительный процент медийных средств УЕФА. Но и здесь не всё равномерно – львиную долю денег забирают в свои лапы именно суперклубы. Скажем, «Лилль» никогда не заработает столько же, сколько «ПСЖ». Гранды вообще съедают почти половину всей лигочемпионской доли клубов. Давайте для наглядности попробуем подсчитать сумму, которую «Ювентус» получил от маркетинговой составляющей доходов в прошлом сезоне.

Итак, каждый клуб-участник групповой стадии заработал 8,6 миллиона евро. «Юве» играл в квартете Е, где стал первым. На счету туринцев 3 победы и 3 ничьи, что принесло команде еще 4,5 миллиона евро бонусов. Как четвертьфиналисту турнира, «Ювентусу» полагались еще 7,4 миллиона. Итого имеем 20,5 миллионов евро прибыли благодаря выступлению в Лиге чемпионов. Но ведь «бьянконери» заработают рекордные 65,3 миллиона! Значит, две трети суммарного дохода «Старой синьоры» (44,8 млн) составили медийные отчисления. Для сравнения, в сезоне-2011/12 самый высокий маркетинговый рейтинг был у «Челси», заработавшего на этом более 30 миллионов евро. Всего лишь за два года самый рейтинговый клуб увеличивает свою прибыль почти в два раза! Это говорит не только о росте общих доходов, но и о фантастической популярности «Ювентуса» в Европе и мире. Если бы туринский клуб не проиграл баварцам, вышел в финал и победил в турнире, то его прибыль составила бы огромную сумму – более 80 миллионов евро. На такие деньги можно пару сезонов, а то и дольше, содержать вполне боеспособную команду. Нетрудно понять, почему в нынешнее межсезонье боссы и игроки этого коллектива в один голос утверждают о необходимости прогресса на европейской арене. Приобретены Тевес, Льоренте и Огбонна; миледи из Турина готовит свой маленький крестовый поход. Господин Маротта неспроста жаждет возвращения на лидирующие позиции в Европе, ведь это крайне выгодно. На «Ювентус» любят смотреть, и УЕФА приходится за это платить.

«Ювентус» – финансовый победитель Лиги чемпионов - Футбол - Лига чемпионов УЕФА

Именно поэтому ведущие футбольные державы так беспокоятся о своем имидже, рекламе, репутации и страшно пиарятся. Интервью? Пожалуйста, господа журналисты. Суарес кусает Ивановича? Жестоко наказать (хотя с точки зрения рекламы – пусть кусает, внимания было привлечено море). Всё это по чуть-чуть, да играет на руку всей наднациональной лиге и особенно ее грандам. Те же российские клубы на данный момент реальные деньги от баталий в Лиге чемпионов могут получить только благодаря спортивной составляющей – маркетинговая доля у РФПЛ не слишком хороша. Питерский «Зенит» в том же розыгрыше-2011/12 получил от УЕФА 4,9 миллиона евро маркетинговых. Это на фоне 30 млн «Челси». Зато пользующаяся несколько большим спросом в России Лига Европы отечественным командам выгоднее, чем тем же итальянским. Второй по значимости турнир не столь интересен западноевропейским болельщикам, особенно поклонникам клубов с богатой историей и традициями, и медийный пул у тех же итальянцев там не слишком высокий. Именно поэтому боссов всех этих интеров и наполи, привыкших к битвам в элите, так трудно заинтересовать в успешной работе по четвергам. Победивший в Лиге Европы клуб Романа Абрамовича – опять же, по неофициальным данным – заработал на этом 10,5 миллиона евро, что для лондонских дельцов просто ничтожные деньги.

В течение ближайшего месяца финансисты УЕФА опубликуют очередные данные по распределению прибылей на розыгрыш Лиги чемпионов-2013/14, и мы узнаем точно, на какие баснословные суммы могут рассчитывать участники соревнований в предстоящем сезоне. А пока за «жалкие гроши» в квалификационном раунде бьются менее именитые клубы, претендующие на попадание в групповой этап.